Личность — одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием «человек», которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке «вообще», о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят «личность», то чаще всего имеют в виду «человек». Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей — на темперамент, характер, особенности поведения. Под личностью психологи понимают индивидуальность. В социологии личность — целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Социализация личности
Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Многие существа рождаются совершено готовыми к самостоятельной жизни, то есть рождаются взрослыми (например, насекомые). Другим существам нужен некоторый период, чтобы адаптироваться в мире. Этот период называют детством. Он бывает разной длины: у птиц — 1 сезон, у тигров, обезьян и слонов — несколько лет. Но ни у кого, кроме человека, нет социализации — периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и прочие генетически не передаются.

Социализация — это не только обучение в школе, институте. Такое обучение — лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и так далее. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.

Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе. Известно несколько реальных случаев, когда человеческие детеныши были изолированы от общества и их воспитывали звери. «Маугли» вели себя как животные — передвигались на четырех конечностях, испытывали сильный страх перед огнем, не смеялись. Когда их вернули в общество людей, они обрели лишь самые элементарные навыки, но не научились абстрактно мыслить, дружить, улыбаться. Они овладевали речью, состоящей не более чем из 30 слов, и в человеческом обществе жили не более 10 лет.

личность как объект и субъект социальных отнощенийПребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Этапы социализации
Детство и юность — начальная социализация, зрелость и старость — продолженная социализация. Самый важный — первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. По-этому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые — нет.

Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, — институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее «институтом» социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие «агенты».

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации.

Первый вариант интерпретации социализации
Существуют агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и прочие, то есть те, кто непосредственно влияет на человека. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации — администрация города, района, школы, университеты, армия.

Второй вариант интерпретации социализации
Первичная социализация — это социализация «набело». Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, то есть как бы «ложатся» на чистый лист бумаги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация — переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту — то есть говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может получить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте.

Социализация и воспитание личности
Процесс социализации зависит от социальной организации общества, от ценностей, которым общество привержено. Например, в обществах с типом хозяйства, ориентированном на охоту и рыболовство, воспитание детей направлено на то, чтобы сделать их независимыми и самостоятельными. А земледельческие и животноводческие типы делают акцент на ответственность и послушание. И это оправдано — ведь успех охоты и рыболовства больше зависит от проявления индивидуальной инициативы, от умения действовать по ситуации, от самостоятельности. А в земледелии важны терпение и ответственность.

По признаку воспитания ребенка выделяют 4 типа общества:

1) слабая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;
2) строгая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;
3) в раннем детстве дисциплина строгая, в позднем — слабая;
4) в раннем детстве дисциплина слабая, в позднем — строгая.

Например, японцы относятся к четвертому типу общества — маленьким детям они предоставляют максимум свободы и практически не наказывают их. Строгость появляется позже, по мере взросления. Детей постарше японцы воспитывают в духе строгой, требующей послушания конфуцианской морали.

Европейские общества до XVIII века практиковали строгую дисциплину в любом возрасте. Считалось, что детское своеволие — основа всех пороков. После XVIII века Европа превращается в третий тип, так как появляются понятия человеческого достоинства, права молодого человека на самостоятельный вы-бор жизненного пути и пр.

Модель воспитания обусловлена социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральную модель социализации). Конкретные исполнители, как правило, не могут изменить эту модель по собственному произволу.

Процесс социализации тесно связан с этапами морального развития личности.

В раннем детстве ребенок руководствуется эгоистическими мотивами. Он слушается, чтобы избежать наказания или в обмен на конкретные блага и поощрения.
На следующем этапе дети ориентируются на модель «хорошего ребенка» и стремятся заслужить доверие тех, кого они любят. Постепенно создается установка: «хорошо то, что соответствует правилам». На этом этапе формируется нравственное сознание. Люди осознают правила поведения в обществе, их необходимость. Человек начинает совершать поступки, самостоятельно ориентируясь на уже принятые, усвоенные ценности.
Но собственно свобода поведения и саморегуляция приходят (а часто и не приходят) много позже, когда человек осознает условность нравственных правил (релятивизм) и стремится найти более высокие принципы, которым и подчиняет — по своей воле — свое поведение.
Межличностные отношения и конфликты в межличностных отношениях
Межличностные отношения возникают посредством явлений взаимодействия. Социальное взаимодействие — взаимное влияние явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности. Существует два основных уровня взаимодействий.

Межличностное взаимодействие — это взаимодействие, при котором социальная связь людей определяется их общими интересами, дружбой, привязанностью, то есть отношения строятся на личностном уровне.
Межролевое взаимодействие — это взаимодействие, которое строится исходя из социальных статусов людей, осуществляющих социальное взаимодействие, их социальных ролей.
Через определенное время межролевое взаимодействие может перейти на уровень межличностного в том случае, если у людей появляются общие интересы, не связанные со статусной структурой.

Межличностный конфликт — конфликт между отдельными личностями. Особой специфики межличностного конфликта в отличии от конфликта социального не существует. Поэтому можно говорить о типичности межличностного конфликта, как конфликта социального. Смотрите подробнее о структурировании и разрешении конфликта в разделе «Социальный конфликт».